Академия художеств и самые старые витражи Васильевского острова

Академия художеств, расположенная на Васильевском острове, была основана в середине XVIII века. Идея о ее создании созрела во времена правления Петра I. Царь осознавал, что в государстве нет собственных мастеров, которые могли бы при строительстве и декорировании новых сооружений применять многовековой европейский опыт. Когда академия была образована, в России стали преподавать скульпторы, художники, архитекторы и другие специалисты из Франции, Германии, Италии. В то же время перспективных юношей отправляли в Европу постигать премудрости художественного творчества. Созданное учебное учреждение назвали Академией знатнейших художеств, где изучали живопись, ваяние и зодчество. За все время ее существования она подготовила много талантливых мастеров разных направлений искусств.

На звание культурного наследия России может претендовать не только Академия художеств, но и когда-то находящиеся в ней уникальные произведения монументально-декоративного искусства. Речь идет о самых старых, а потому и наиболее ценных витражах Васильевского острова. Хотя они ценны не только для Санкт-Петербурга, но и всей России.

В 70-х годах XIX века в шести окнах конференц-зала, где традиционно проходили все значимые в жизни академии мероприятия, появились поразительной красоты витражи. Всего их шесть: три малых наверху, и три больших внизу. Изготовлены они были в мастерской художника Владимира Сверчкова российско-финского происхождения и привезены прямиком из Германии. Каждый витраж под заказ удивительным образом передает разнообразие натуральных оттенков, невероятно точно воссоздает малейшие детали предметов и элементы человеческой анатомии. Фрагменты в малых окнах изображают пухлощеких златокудрых херувимов. Один из этих витражей сегодня находится в частной коллекции. До 1940 года шедевры размещались на своих местах, но из-за начала военных действий их пришлось демонтировать. Благодаря этому они смогли сохраниться до наших дней, хоть и в большинстве своем нуждаются в реставрации.

В трех больших окнах были размещены витражи-аллегории трех искусств – живописи, скульптуры, архитектуры. Представлены они в женских обличиях и выполнены в комбинированной стилистике, объединяющей элементы античности и эпохи Возрождения. Каждая «покровительница» искусства держит в руках символ, олицетворяющий его. Также над большими витражами располагались малые. Ранее в них были изображены вензели императрицы Елизаветы Петровны и герб академии с соответствующими атрибутами.

image009
image003

Как и витражные произведения тех времен, современные витражи Тиффани заслуживают не меньшего восхищения. В них каждая деталь прорабатывается вручную, они чрезвычайно устойчивы ко всем внешним воздействиям и при необходимости могут быть подвергнуты реставрации. Такие витражи для потолков, дверей и окон по желанию заказчика создаются фактурными, объемными, что придает им выразительность и эффектность.

 

В мастерской «Анатомия стекла» изготавливаются настоящие витражи Тиффани Москва. Они отличаются качественным исполнением, ведь над каждой работой трудится талантливый и опытный мастер.

Это интересно

Утраченные витражи Александровского женского приюта.

Васильевский остров. Утраченные витражи Александровского женского приюта. Роскошные витражные потолки, окна, ниши и другие произведения изысканного стекольного мастерства в любые времена вызывали интерес и восхищение.

Подробнее »

Особняк М.Э. Бонштедта

Особняк М.Э. Бонштедта: ценные витражи Васильевского острова Васильевский остров является самым крупным островом, располагающимся в дельте реки Нева. На протяжении всего его существования здесь находились

Подробнее »