Витражи на станции метро «Новослободская» — уникальное наследие советской эпохи

Станция «Новослободская» получила широкую известность благодаря своему уникальному оформлению. Ее подземный зал украшают витражи в нишах пилонов. Выполненные в оригинальной технике, эти произведения искусства напоминают антураж средневековых христианских храмов.

Разработка проекта

Станция была открыта в 1952 году в составе Кольцевой линии. Замысел построить внутреннее кольцо возник еще в 1934 году, а окончательное оформление получил во время войны. Проект «Новослободской» разрабатывал выдающийся столичный архитектор Алексей Душкин. Помогал ему только начинавший карьеру Александр Стрелков.

Идея оформить залы витражами возникла практически сразу. Изначально Душкин хотел использовать урановое стекло насыщенного зеленого оттенка. Применяя моллирование, планировалось создать оригинальные композиции в стиле Фальконье, очень красивые даже при одноцветной структуре материала.

Однако заказ на стратегически ценный уран не был одобрен наверху. Первоначальный замысел пришлось корректировать. Остановились на цветных стеклянных витражах, сходных с используемыми в католических храмах. Необходимый для работы материал нашли в Риге. Сами витражи впоследствии были изготовлены рижскими мастерами.

Особенности витражей Новослободской

Архитектура станции основана на пилонной конструкции, которая применялась в Московском метро и ранее. Посадочные перроны соединяются с основным залом арочными проходами. С внутренней и внешней стороны пилонов вырезаны более мелкие арки. Для дополнительного декорирования в нишах размещены оконные витражи — всего 32 на станции.

Эскизы писал Павел Корин, работавший одновременно над проектом «Комсомольской». Для оформления арочных ниш и других элементов декора было выделено значительное количество золота. Благодаря работе Корина над витражами «Новослободской» часть драгоценного металла «перепала» ему и на декорирование «Комсомольской».

Ключевые идеи оформления витражей родилась при изучении старинных материалов. Здесь конкурируют две версии. По первой Корина воодушевили парчовые ткани эпохи Русского Царства, как раз тогда демонстрировавшиеся в Грановитой Палате. По другой — особенности орнаментов были подсмотрены на облачении средневековых священнослужителей.

Основной мотив оформления связан с растительно-цветочной тематикой. По периметру витражей и частично в средней части расположены орнаменты. В центре изображены цветы, растущие из античных ваз. Вверху размещены звезды, подсолнухи, другие стилистические фигуры.

Витражи также украшают картины из повседневной советской жизни. На шести расположены изображения тружеников. Вопреки распространенной тогда тематике рабочих и колхозниц, здесь присутствуют люди интеллектуальных профессий, включая художника, архитектора, пианиста.

Внутри витражей размещена подсветка, благодаря которой художественное стекло постоянно сияет благородным свечением. Внешняя часть декорирована золотистыми жгутами, изготовленными из позолоченной латуни.

Мозаичное панно: Сталин с мадонной

При разработке проекта рассматривались разные варианты оформления станции: витражные потолки, дверные витражи, мозаики. В результате весьма примечательным атрибутом «Новослободской» стало монументальное панно в торце главного зала. С ним связано несколько городских легенд и загадок.

На панно изображена женщина, несущая на руках младенца. Она идет навстречу зрителю на фоне большой пятиконечной звезды, обрамленной декоративными элементами. Ребенок тянется руками вверх, к надписи «Мир» и символизирующим мирное благоденствие голубям.

Изначально изображение на панно отличалось от нынешнего. Вверху находился портрет Сталина, к которому и тянулся младенец. Впоследствии бывшего советского лидера решили убрать, после чего мозаика и приняла современный вид. Однако на этом приключения панно не закончились. Хрущеву не нравилось, что женщина идет босой. А сама композиция слишком напоминала чиновникам знаменитую Сикстинскую мадонну, что якобы вызывало ненужные религиозные ассоциации.

Легенда гласит, что все эти споры закончились решением совсем убрать панно. Однако работники метро спасли композицию, закрыв ее гипсовой фальшстеной. Через несколько лет загородку убрали, и панно предстало в нынешнем виде. Причем некоторые искусствоведы утверждают, что форма рук младенца после всех этих манипуляций несколько изменилась.

В любом случае, станция «Новослободская» с ее витражами и другими элементами оформления — одна из ярчайших жемчужин Московского метро и советского архитектурно-изобразительного искусства в целом.

Продолжая традиции великих мастеров

Всем желающим оригинально декорировать свой дом витражная студия «Анатомия стекла» предлагает уникальные художественные витражи для потолков, ниш, перегородок, дверей и окно. Мы используем самые совершенные современные технологии, включая фьюзинг и моллирование. Ажурные витражи Тиффани и элегантные стеклянные изделия в дизайне позволят создать в вашем доме неповторимую ауру.

Это интересно