История возникновения и популярности витражей
Создавать сложные композиции из кусочков стекла мастера научились в Византии. Считается, что в ранних версиях собора Святой Софии, еще не пострадавшей от землетрясений, сторонников иконоборчества и османских завоеваний, были установлены витражи с библейскими сюжетами. Однако до наших дней дошли лишь вставки из монастыря Хора, который был построен на окраинах Константинополя в XIII веке. Выглядят они как небольшие ниши в алтарной части, выполненные из двойного стекла и окрашенные уже после установки с помощью эмали.
Витражи и религиозный экстаз
Величие Константинополя не могло не сказаться на мировоззрении участников крестовых походов, торговцев из Венеции и других итальянских городов-республик. Созданные под влиянием работ византийских мастеров соборы в Аугсбурге, Бари, Милане, Реймсе, Кентербери, Кельне до сих пор впечатляют посетителей своим великолепием. Знакомство с исламским и восточно-христианским искусством вдохновило европейских стеклодувов на создание оконных роз на западных фасадах. Такие композиции отличались высокой декоративностью и со временем становились все сложнее. Сегодня они являются символом романского стиля и готики.
Главный секрет популярности витражей – способность регулировать потоки естественного света, поражать входящего в храм, демонстрировать ему величие божественной силы. Многие инженеры-архитекторы продумывали расположение витражей так, чтобы определенный поток цветных лучей падал на пол, стены собора строго в определенное время.
В эпоху барокко и рококо витражи потеряли былую востребованность. Во многом это связано с техническими ограничениями, ведь для создания заготовок разрезанные пузыри из стекла раскатывались в листы вручную.
Вновь к витражам художники и архитекторы обратились в начале XIX века, на это время пришелся расцвет романтизма. Вторую жизнь направление получило к концу XIX века благодаря промышленному дизайну, увлечению прерафаэлитами и работами Уильяма Морриса. В это время витражи полностью перестали ассоциироваться с религиозными постройками.
Витражи и модерн: новые техники, новое прочтение
Существенный вклад в популярность витражей внес американец Луи Тиффани. Вместо тяжелого каркаса из свинца он использовал легкую и тонкую медную ленту, которая позволяла скреплять самые маленькие кусочки стекла, гнуть форму в любой плоскости и создавать изящные, функциональные вещи – от больших витражей до легендарных абажуров и брошек. Использование костяного пепла, замутняющих веществ при варке стекломассы существенно увеличило палитру доступных оттенков.
Расширило технические возможности и изобретение методики вытягивания – только в начале XX века мастера научились создавать стекло в листах со стандартными параметрами. Используя последние достижения, Эктор Гиммар, Чарльз Макинтош, другие художники обеспечили невероятную популярность и востребованность витражей. До начала Первой мировой войны, в расцвет модерна, их можно было встретить буквально повсюду. Каждый респектабельный частный или доходный дом, гостиница, музей обязательно декорировались нишами из разноцветного стекла.
Витражи и современность
Композиции из стекла оставались популярны в эпоху ар-деко, авангарда, конструктивизма, советского реализма. В 1950-е с витражами работал и Анри Матисс. Одним из лучших памятников сталинской эпохи признаны 32 витража в зале станции метро «Новослободская» (1952 г., архитектор Алексей Душкин). Мировое признание получили постмодернистские композиции в Мурманске, Риге, Москве, Берлине, Пицунде других городах, созданные в 1970–1980-е годы.
В послевоенное время многие известные художники работали надо восстановлением средневековых витражей, погибших во время бомбежек. В частности, свои работы Реймсскому собору в 1974 году подарил Марк Шагал. Современное прочтение витражей предложили старинным соборам Герхард Рихтер и Ими Кнёбель, вызвавшие бурную общественную дискуссию.
Несмотря на обилие различных техник художественно-изобразительного искусства, сегодня витражи остаются одним из самых выразительных декоративных инструментов. Современным мастерам доступны инновационные методы спайки и склеивания, возможность создавать плоские, гнутые, рельефные композиции. Как и прежде, витражи создаются по уникальным эскизам и подчеркивают респектабельность архитектурного объекта.
Это интересно
Витражи на станции метро «Новослободская»
Витражи на станции метро «Новослободская» — уникальное наследие советской эпохи Станция «Новослободская» получила широкую известность благодаря своему уникальному оформлению. Ее подземный зал украшают витражи в
Витражи на станции метро «Цветной бульвар»
Витражи на станции метро «Цветной бульвар» Станция метро «Цветной бульвар» в Москве Столичная станция «Цветной бульвар», открытие которой произошло 31 октября 1988 года, располагается недалеко
Витражи на станции метро “Чкаловская” г.Санкт-петербург
Витражи на станции метро “Чкаловская” г.Санкт-петербург Станция метро находится на Чкаловском проспекте, получившим название в честь летчика-героя Валерия Чкалова в 1952 году. Сам Чкалов жил
Витражи на станции метро «Лиговский проспект» г.Санкт-Петербург
Витражи на станции метро «Лиговский проспект» г.Санкт-Петербург Станция Лиговский проспект в городе СПб была открыта в преддверии 1992 года в составе «пл. А. Невского-2» –
Утраченные витражи, Дом меблированных комнат Ф.Ф.Теодориди
Дом меблированных комнат Ф. Ф. Теодориди на Васильевском острове и утраченные витражи Васильевский остров, омываемый водами Невы, в разные периоды своего существования был одним из
Академия художеств и самые старые витражи Васильевского острова
Академия художеств и самые старые витражи Васильевского острова Академия художеств, расположенная на Васильевском острове, была основана в середине XVIII века. Идея о ее создании созрела